Если кратко, то нет, готовый сформулированный запрос не обязателен.
Когда человек приходит к врачу, первым делом он говорит, что его привело, например - боль в колене. Дальше врач узнает анамнез (историю) - где, когда и как началось, как эту боль человек ощущает, когда она усиливается, а когда слабеет и проч.
На этом этапе работа психолога очень похожа на работу врача, единственное отличие - врач редко интересуется, а чего бы вы в связи с этим хотели? Ему очевидно - человек хочет избавиться от боли, вылечить колено, а как - это уже задача доктора. Психологу же важно - а ЧТО человек хочет?
КАК он видит решение проблемы и ЧТО для него было бы желаемым результатом, к чему хотел бы прийти. Когда запрос (цель) ясно сформулирован, тогда понятно как подбирать методы для его достижения, отслеживать, насколько продвинулись, тогда работа становится эффективнее.
Получается, что психологический запрос - это озвученная психологу жалоба/проблемная ситуация/симптом + сформулированное желание, к какому результату хотел бы прийти клиент.
"У меня в жизни то-то, и мне хотелось бы в связи с этим то-то."
Здорово, если обращаясь к психологу, вы знаете, чего хотите, но если нет - это нормально, как раз для этого нужен психолог и первая консультация - помочь сформулировать запрос, разобраться, в какой области жизни есть "затык" или неудовлетворенность. Специалист подкован, чтобы помочь вам приблизиться к пониманию - а чего я вообще хочу и что мешает мне к этому двигаться?
Честно, я сама - тот клиент, который часто приходит без запроса, иногда есть желание поговорить о конкретной теме, но чего именно во всём этом хочу - не всегда знаю. И это - окей! На том конце всегда находится психолог, который готов подхватить, помочь сориентироваться. И я сама выступаю таким психологом для своих клиентов.
Часто для первой консультации достаточно, если у вас есть желание изменений, стремление решить какую-то проблему или повысить качество своей жизни.