Статья: Романтические отношения из детского опыта

Мы строим романтические отношения, исходя из своего детского опыта отношений с родителями.

Мы можем говорить: “я никогда не буду относится к своему партнеру, как мои мама или папа!” Или образ одного из родителей остается недосягаемым идеалом, под который мы пытаемся вылепить своего любимого человека.

Так или иначе, но стоит ослабить контроль осознанности, как усвоенные в детстве привычки выстраиват отношения. Мы даже не успели понять, что произошло, а отношения уже испорчены.

На то, как мы ведем себя в паре влияют множество факторов, один из них - процесс сепарации от родителей, который влияет на формирование типа привязанности.

Как в идеале должен протекать процесс сепарации?

В процессе взросления ребенку предоставляется все больше личной свободы, при этом родители служат поддержкой и опорой, на которую ребенок может рассчитывать всегда. Конечно же, сепарация неотделима от воспитания ребенка, поскольку начинается с момента его рождения и заканчивается примерно через 20 лет. Если родители проявляют гибкость, чувствуют потребности ребенка, где-то отпуская его от себя, а где-то поддерживают, то формируется надежный тип привязанности. Люди с такой привязанностью способны без особых проблем выстраивать гармоничные отношения.

Ребенок в такой семье проходит успешную сепарацию, постепенно отделяясь от родителей, когда он становится к этому психологически готов.

Если родители отпустили ребенка во взрослую жизнь слишком рано, когда у него еще не было внутренних опор, были холодны и не оказывали ему поддержки. То у ребенка формируется избегающий тип привязанности.

Такой человек не знает, каково это - быть в близких доверительных отношениях. Он не понимает и страшится их, ожидает, что и здесь его бросят.

Поэтому он выбирает или бросить кого-то первым, или вообще не вступать в романтические отношения.

Ребенок с таким типом привязанности будет демонстрировать конфликтный тип сепарации - выстраивать очень жесткие границы с родителями, изолироваться от семьи или вообще не общаться с ними.

Тревожный тип привязанности формируется, когда сами родители испытывают сильную тревогу. Они постоянно контролируют своего ребенка, дают ему очень много внимания, но совершенно не дают свободы.

Ребенок растет в условиях гиперопеки. Человек с тревожным типом привязанности будет настойчиво искать внимания партнера. Выражаться это будет в подозрительности, желании всегда быть рядом с любимым человеком, не оставляя ему личного пространства, и постоянно потребности в подтверждении, что его любят.

Сепарация при этом типе воспитания называется кризисной. Ребенок не до конца отделяется от родителей, не может понять, где его чувства, а где чувства родителей. Характерно также острое чувство вины и неуверенность в своих силах.

Дезорганизованная привязанность проявляется, когда в семье присутствует эмоциональное или физическое насилие, ребенок не чувствует себя в безопасности. Он не только лишен опоры, но и чувствует себя в опасности. Со временем этой опорой становится не любовь, а сила.

Уже взрослый человек может совершенно не понимать, как выстраивать здоровые отношения, и может применять эмоциональное и физическое насилие. То, чему он учился от родителей для контроля над своим партнером.

В такой ситуации вероятен противоречивый тип сепарации - ребенок то ищет контакта, то отвергает родителей. Испытывает к ним теплые чувства, то становится холодным и отстраненным.

Понимание своего типа привязанности и того, как проходил процесс сепарации, помогают понять закономерности своего поведения в паре в настоящий момент.

А в каком из четырех типов вы себя узнали?

Текст подготовлен Дарьей Лаптевой.
Записаться к специалисту по номеру телефона 89090912516 или 89089352572.